История из Пуран

 

 

Когда все три мира были покрыты водой, не существовало никого, кроме Гарбходакашайи Вишну, который покоился на Своем ложе - великом змее Ананте. Он как будто дремал, погруженный в Свою внутреннюю энергию, а Его внешняя энергия пребывала в бездействии. Подобно энергии огня, скрытой в дровах, Господь лежал, скрытый водами океана Гарбходака, затопившего Вселенную, и в Нем покоились все живые существа, находившиеся тогда в тонких телах.

Господь лежал так в течение четырех тысяч юг, и по Его внешней энергии казалось, будто Он спит, погруженный в воды океана. Живые существа, побуждаемые кала-шакти, стали появляться на свет. Выйдя из чрева Господа, совокупная форма кармической деятельности живых существ приняла очертания бутона лотоса. Повинуясь высшей воле Господа, этот лотос, подобно солнцу, озарил все вокруг ярким светом и осушил бескрайние воды потопа.

Господь Вишну в образе Сверхдуши Сам вошел во вселенский лотос и вложил в него все гуны материальной природы. После этого в лотосе родился тот, кто олицетворяет собой ведическую мудрость и кого называют "Саморожденным" (Сваямбху, иначе - Брахма).

Этот цветок лотоса - вселенская вират-рупа или гигантская форма Господа, существующая в материальном мире. Когда творение разрушается, вселенская форма входит в чрево Господа Вишну, чтобы снова появиться на свет в новом цикле творения. В вират-рупе сосредоточена совокупная кармическая деятельность всех живых существ, обусловленных материальной природой. Первым из них на свет появляется Брахма, повелитель вселенной, который рождается в цветке вселенского лотоса. У него, первого живого существа, в отличие от всех остальных, нет материального отца, поэтому его называют "Сваямбху", Саморожденным.

Восседающий на лотосе Брахма не мог до конца постичь ни творение, ни лотос, ни себя самого. По каналу в стебле лотоса Брахма спустился под воду. Однако, даже войдя в стебель лотоса и приблизившись к пупку Вишну, он так и не смог обнаружить корень лотоса. В поисках причины своего появления на свет, Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти.

Так и не сумев достичь желанной цели, он прекратил свои поиски и вернулся на цветок лотоса. Там, управляя дыханием и отрешившись от всего материального, он сосредоточил свой ум на Верховном Господе. Когда по прошествии ста лет Его медитация достигла цели, Брахма обрел необходимое знание и увидел в своем сердце Всевышнего, которого до этого ему никак не удавалось увидеть, несмотря на все усилия.

Брахма увидел на воде огромное белоснежное ложе, напоминающее лотос, - тело Ананта Шешанаги, на котором возлежал Господь, Личность Бога. Все вокруг было озарено трансцендентным светом, исходившим от драгоценных камней на капюшонах Шеша-наги, сияние которых рассеивало царившую в этой области тьму.

Вознеся Господу молитвы и получив от Него наставления, Брахма начал творить Вселенную. Сначала появились четыре Веды – Риг, Йаджур, Сама и Атхарва. Затем Брахма создал растения, животных, птиц, людей, полубогов, демонов, ангелов (гандхарвов и апсар), духов и так далее.

В это время, ракшасы (злые духи)  по имени Мадху и Кайтабха, появившиеся из ушей Брахмы, похитили у него Веды и нырнули с ними  в глубины океана Гарбходака. Господь Вишну, приняв форму воплощения Хаягривы, убил демонов и вновь рассказал Брахме Веды.

Закончив творить, Брахма занял свою столицу на одной из высших планет Вселенной - под названием "Сатьялока". Однако он был по-прежнему напуган, боясь что однажды на его пост правителя Вселенной вновь могут покуситься. Постоянная тревога погрузила его в печаль и чтобы избавиться от нее, Брахма стал поклоняться Господу Вишну, которого называют Хари - "Тот, кто уносит все печали". Господь Вишну вскоре явился перед Брахмой и научил его бесценной мантре, состоящей из восьми слогов: «Ом намо Нарайанайа», и Брахма начал совершать аскезы, повторяя эту мантру.

Довольный им, Господь Вишну снова явился перед ним - на этот раз из Молочного океана, в форме удивительной красоты Божества, находящегося в священном Пранава Вимане.  Увидев это, обитатели всех планетных систем, в том числе Кумары, Сидхи, Якши и Ганхарвы, собрались, чтобы поклоняться Господу Шри Ранганатхе в Пранавакара Вимане, а Гаруда поместил этот священный Виман на свою голову.

С одной стороны Вимана Господь Вишваксена омахивал его чамарой, а с другой стороны Шри Нарада Муни мелодично пел, играя на своей священной вине. Все полубоги во главе с Господом Индрой начали петь хвалу и вечную Славу Господу Ранганатхе. Из туч хлынули потоки дождя – словно с неба сыпались цветы.

В этот момент Господь Брахма очнулся от своей медитации и вошел внутрь Пранавакара Вимана, чтобы начать поклоняться Господу Шри Ранганатхе. Он увидел в Священном Вимане все подвижные и неподвижные объекты, иначе говоря,  сверху он увидел Девалоку или Небесные планеты, внизу - Бхулоку или Землю: в центре - небо (или Акаш), внутри – Адишешу, на входе – Джаю и Виджаю, двух святых стражей, по сторонам – Шри Ганешу и Шри Дургамурти, на самом верху – Шри Сарасвати Деви, Богиню Омкара Рупы, на Калашах или Кумбхах – четыре Веды - Риг, Яджур, Сама и Атхарва, на кончиках пальцев – Таттвы, на стопах – Ягья Пурушу, на коленях – Яшти, Ягью в сердце, Чит Таттву на животе, Хавишью или священный жертвенный прасад на плечах семи Марутов и восьми Васу. Также он увидел одиннадцать Рудр, двенадцать солнц, девять планет и звездное небо – семь мудрецов, Индру, Агни, Яму, Варуну, Вайу, Куверу и повелителей восьми направлений, облака и прочее.

Господь Брахма был поражен этим и обходил священный Виман снова и снова, молясь, чтобы Господь остался и ежедневно принимал поклонение. Шри Ранганатха Сам рассказал Брахме о славе этого Своего воплощения (Арча-аватары). Господь Брахма перенес священный Виман на Сатьялоку и установил Его святилище на берегах реки Вираджи.

Господь Брахма вместе с полубогами и риши провел несколько праздничных церемоний, после чего стал ежедневно поклоняться Господу в строгом соответствии с Панчаратра Самхитой.

Бог солнца, Сурья передал порядок выполнения пуджи Вайвасвате Ману и по наследству он был передан царю Икшваку из солнечной династии. С того времени Господь Ранганатха обрел святилище - на берегах реки Сараю - и принимал поклонение множества царей династии Икшваку.

Спустя много тысячелетий в этой династии явился Сам Господь в образе Шри Рамачандры (подробная история этого воплощения изложена в произведении под названием "Рамаяна"). Его отец Дашаратха, царь Айодхьи однажды проводил Ашвамедха Ягью (жервоприношение коня), на которую были приглашены все цари земли. Среди них был и царь Дхармаварма из Чхола Деши (сейчас - Тамилнаду). Этому царю посчастливилось во время жертвоприношения поклоняться Шри Ранганатхе в священном Вимане. Дхармаварма был покорен Шри Ранганатхой и, желая попросить Его придти в свое царство, начал совершать суровые аскезы. Но все святые и мудрецы, которые были его советниками, попросили царя прекратить аскезу. Они успокоили его, сказав, что Господь Ранганатха Сам перенесет Свою вечную обитель в его царство. А пока царь Дхармаварма приезжал время от времени из своей столицы Вораюр, иначе называемой Ничулапури, чтобы получить чудесный даршан Шри Ранганатхи.

После Своего победоносного возвращения с Ланки, Шри Рамачандра раздавал бесценные дары всем, кто служил Ему во время завоевания царства Раваны. Так, вспоминая бескорыстное и преданное служение Вибхишаны, Господь дал ему власть над Ланкой, а также подарил ему священный Шри Ранга Виман вместе с Господом Ранганатхой, чтобы Вибхишана поклонялся Ему там.

Приняв Шри Ранга Виман, Вибхишана возвращался в свою столицу на Ланку. По дороге он остановился на берегу озера Чандра Пушкарини, которое находилось на острове, образованном реками Кавери и Колерун, и, оставив там священный Виман, отправился выполнить свои ежедневные обязанности.

И тогда Господь Шри Ранганатха призвал к Себе на даршан  всех мудрецов Ничулапура и царя Дхармаварму. И, вняв просьбам царя, Господь Шри Ранганатха решил остаться на берегу Чандра Пушкарини. В день звезды Уттара Пхалгуни месяца Пхалгуна была совершена Брахмотсава - официальная церемония установления Божества.

Когда все церемонии были завершены, появился Вибхишана. Он попытался снова поднять Виман Господа, чтобы перенести Его к  себе домой, но не смог. Вибхишана очень расстроился и тогда Господь Шри Ранганатха Сам сказал ему, что этот остров посреди рек Кавери и Колерун очень дорог Ему... и что Он уже дал благословение царю Дармаварме в признание его аскезы... и что, в конце концов, это была Его воля - остановиться в этом самом месте на берегу Чандра Пушкарини... и что Вибхишана может сопровождать Его на Вайкунтху после очередного разрушения Вселенной... В завершение Господь Шри Ранганатха попросил Вибхишану вернуться в свою столицу на Ланке и пообещал, что будет всегда смотреть на его столицу и защищать ее.

Согласившись с желанием Господа, Шри Вибхишана вернулся на Ланку, а Господь Шри Ранганатха остался, чтобы принимать  поклонение царей династии Чхола.

Говорят, что Вибхишана раз в год приходит неузнанным в Шри Рангам, чтобы поклониться Господу Шри Ранганатхе.

 

Hosted by uCoz