Фестивали

 

 

 

Джештабхишекам

 

Празднуется в тамильский месяц Аани (июнь-июль), чтобы очиститься от накопленных за год осквернений. В этот день святилище моют, а на Перийа Перумала наносят специально изготовленное в храме травяное масло. Ювелир полирует золотые доспехи Намперумала и Его супруг. Толпы священников и преданных идут на Кавери, чтобы набрать  в золотые и серебряные горшки священную воду. Золотой калаш, пожертвованный в 1734 году Виджаяранга Чокка Наякаром, везут на слоне. Некогда он был похищен разбойниками, но, по милости Господа, был возвращен. На стенках этого сосуда сделана надпись на языке Телугу, рассказывающая об этом событии.  Преданные наполняют сосуды священной водой реки Кавери и несут их в храм. По пути от Кавери к храму священники декламируют Веды.  Затем горшки складывают на западной стороне, а Божества переносят в "Тирувеннайали Прахарам". С них снимают золотые доспехи и передают их Джиру Свамиджи и Вадула Дешикару Свами. Затем ювелир полирует их, а вечером, после публичной церемонии поклонения, одежды возвращаются на место.

 

Павитротсавам  

 

Празднуется в тамильский месяц Авани (август-сентябрь). Он посвящен предложению Господу священного шнура и искуплению оскорблений, совершенных при поклонении.  В первый день в ягья-шале для утсава-мурти 365 раз проводится церемония тируварадханам, а на второй день та же церемония проводится для всех Божеств 1008 раз, в святая святых. Божества с ног до головы обматываются священным шнуром, и церемония эта носит название буканди севаи (Ангобанга севаи). Во время этого фестиваля искупаются все оскорбления, совершенные в ежедневном поклонении Господу. Сам праздник проводится в Черанаи-вендран-мандапам, иначе Павитра-мандапам, построенном Ядаварма Сундарандианом.  В 1371 году, через 60 лет после мусульманского вторжения, Господь и Его супруги вернулись в Шрирангам. Тогда божества Бху и Шри из центрального святилища установили в этом мандапе. Этот праздник начал отмечать еще Брахма. Во время этого фестиваля снимаются все священные хлопковые гирлянды (павитры), которые были одеты на Божества.

 

Шри Джаянти  

 

День рождения Господа Кришны отмечается во всех храмах Кришны, находящихся в пределах Шрирангама.  Особенно это актуально для храма Кили Мандаба Кришны, где установлены Божества Кришны и Его родителей - Нанды Махараджи, и матерей Яшоды и Рохини.  Их омывают священной водой. Кришна и Намперумал проходят по четырем улицам Читра-стрит. Таже Намперумал посещает Шри Пандара Мандап, где Ему проводится абхишека (ритуальное омовение). Явление Кришны произошло ночью, и на следующее утро Господь Шри Кришна отправляется играть на Читра Стрит, раздавая всем преданным священное кунжутное масло и сандал.

 

Унджал                                 

 

Это праздник качелей, больше известный под названием Дола-утсава (или Дола-ятра). Празднуется в тамильский месяц Аипаши (октябрь-декабрь) и устраняет последствия возможных оскорблений. Впервые его начали праздновать в 1489 году Кантхадаи Рамануджаром. В наше время он длится девять дней.  В первый и седьмой дни Господа качают на качелях вместе с супругами, в другие же дни Он качается один. В присутствии Господа араяр каждый день декламирует песни. В последний день Господь посещает Чандрапушкарани, где проводится церемония тиртхавари. Затем Намперумал приходит в Унджал мандапам, где Ему проводится Тируманджанам (абхишека). Затем ночью Господь возвращается в святилище. Этот фестиваль  начинается за восемь дней до экадаши (одиннадцатого лунного дня) темной половины месяца Аипаши. Последний день фестиваля приходится на Экадаши.  

 

Каишига Экадаши  

 

Этот праздник проводится за 30 дней до Ваикунтха Экадаши. Господь идет в Сантхана мандап, где Ему проводится Тируманджанам. Этим же вечером Он возвращается в святилище.  Ночью Господь еще раз идет в Арджуна мандап, где Ему проводится 365 пудж. Господа украшают 365 предметами одежды, а в полночь декламируют Каишика Пурану.  Когда Господь возвращается в святилище, священники разбрасывают Паччаи Карпурам (очищенную камфару).

 

Ваикунтха экадаши

 

Это самый важный фестиваль в Шри Рангаме, продолжающийся 21 полный день тамильского месяца Маргазхи (Декабрь-январь). Праздник разделен на две части, по десять дней каждая, называемые пагал патху и ра патху. Празднуется со всевозможной торжественностью и пышностью. В день Вайкунтха Экадаши Господь Ранганатха, облаченный в яркие одежды, с великолепной процессией движется через Парамапада Васал и Тирумамани мандапам в колонный зал, где предстает перед восхищенными и влюбленными взорами сотен тысяч преданных, съехавшихся сюда со всей Индии и из других стран.  Это событие - кульминация всех храмовых торжеств; Шри Ранганатха становится настоящим царем, известным как Рангараджа. В огромном зале -  специально построенном и роскошно украшенном пандале - Он дает гостям Свою божественную аудиенцию. Повсюду звучат Налаира Дивьяпрабандхам, и огромные толпы преданных движутся к Нему непрерывным потоком, с рассвета до полуночи. Господь возвращается в храм только поздно ночью. Особая группа преданных, поющих и танцующих под ритмы цимбал, в течение всего дня и ночи исполняет бхаджаны. Поистине, это зрелище достойное небожителей. Просто рай на земле!

 

Вируппан (Фестиваль колесниц)

 

Грандиозный фестиваль в тамильском месяце Пангуни (март-апрель), способный избавить от последствий сева-апарадх (оскорблений, совершенных в поклонении Божеству). В династии царей Виджаянагара был царь по имени Вируппанна Удаяр, в 1383 году возродивший фестиваль Читра. После мусульманского нашествия, в 1371 году (17 день месяца Ваикаши), Господь Ранганатха снова вернулся в Свое святилище. В то время храм находился в полуразрушенном состоянии. В 1377 году царь Вируппаннан пожертвовал на восстановление храма семнадцать тысяч золотых монет, и в 1383 году, по окончании реконструкции, после 60-летнего перерыва, фестиваль Читра возобновился. Вируппаннан передал в ведение храма 52 деревни. В 1383 году на фестиваль Читра в Шрирангаме собралось множество людей из окрестных деревень. На восьмой и девятый день этого фестиваля собирается очень много деревенских жителей. Они жертвуют много голов скота и злаки со своих полей. Этот фестиваль начинается за восемь дней до Ревати-накшатры, а в день этой накшатры проходит Фестиваль колесниц Читра

 

Анкурарпанам (проращивание семян)

 

Вишваксена (поководец армии Господа) и Анджанея (Хануман), сопровождаемые несколькими священниками, переносятся в Тайар саннатхи. Священники совершают пуджу на песке под деревом Билва. Некоторые из них идут на русло реки и, читая "Бхусукту", берут оттуда песок. После этого оба песка смешивают, увлажняют и сохраняют в горшке. В эти горшки кладут семена и оставляют в ягьяшале. Через несколько дней там появляются побеги.

 

Нагарашотхана (патрулирование улиц)

 

Вишваксену несут по улицам Читра. Он проверяет  все четыре улицы перед визитом Господа. Этот рейд  гарантирует, что там не случится никаких неприятностей. Эта церемония называется Нагарашотханаи.

 

Первый день (подьем флага)

 

В первый день ранним утром флаг (холст с изображением Гаруды) проносят по улицам Читра. Затем, в присутствии Господа, его поднимают, знаменуя таким образом начало праздника. После поднятия флага Господа переносят в зеркальный зал (публичная пуджа проводится только в первый и седьмой дни фестиваля), а вечером Господь с Убхайаначияр (Своими божественными супругами) проходит по улицам Читра, тогда как певцы исполняют перед Господом песни Поюгаи-альвара.

 

Второй день

 

Утром Намперумал шествует в паланкине по четырем улицам Читра. В этот же день, вечером,  в Карпагавритчам-вахане (колеснице в виде дерева, исполняющего желания - Калпаврикши) Он проходит по четырем улицам Читра. Перед Господом исполняют песни Бхута-альвара. 

 

Третий день

 

Утром Господа катают на Симха вахане (колеснице-льве), а вечером - на Йали (колесница в виде мифического животного). Перед Господом исполняют гимны Пей-альвара.

 

Четвертый день

 

Утром Намперумал шествует на Двойном Прабха-вахане, а вечером - на Гаруда вахане. Перед Господом исполняют песни Тирумалишаи-альвара.

 

Пятый день

 

Утром Намперумал едет на Змее (Шеша-вахан), вечером - на Хануманта-вахане. Перед Господом исполняют песни Нама-альвара.

 

Шестой день

 

Утром Намперумал выезжает на Хамса-вахане (лебедь), а вечером Господу подносят кокосовое молоко, после чего Намперумал выезжает на слоновьем вахане. Перед Господом исполняют песни Нама-альвара.

 

Седьмой день

 

Утром преданным позволено получить даршан Господа в Зеркальном зале. Вечером Намперумал со Своими супругами согласно установленной традиции посещает Тирукоттарам (хранилище) необрушенного риса. Затем Господь следует с процессией по улицам Читра и приходит в Трайар саннатхи, где Ему проводят Тируманджанам. Затем, в полночь, Он возвращается в Зеркальный зал. Перед Господом исполняют песни Тирумалишаи-альвара.

 

Восьмой день

 

Утром Господь едет на серебряной лошади. А вечером Он садится на вахан в виде золотой лошади. Когда процессия подходит к тому месту, где стоит колесница Читра, зрители становятся свидетелями уникального события: Намперумал едет на коне галопом. Перед Господом исполняют песни Тирумангаи-альвара.

 

Девятый день (фестиваль колесниц)

 

Ранним утром Намперумала переносят на колесницу Читра, которую тянут по улицам Читра. Затем Господь едет в Ревати мандапам, где Ему проводят тируманджанам. Перед Господом исполняют песни Тирумангаи-альвара.

 

Десятый день (Шабтхаваранам)

 

Утром в Сандхану мандапам Господу проводят тируманджанам. Вечером процессия Намперумала проходит как обычно (музыкальные инструменты по вполне понятной причине не используют). В это время для Господа исполняют песни Рамануджачарьи. Намперумал посещает храм Рамануджи, где тот радушно Его встречает. Рамануджа предлагает Намперумалу кокосовое молоко, которое потом подносят самому Раманудже.

 

Одиннадцатый день

 

Утром в Гаруда мандапам Господу совершают тируманджанам. Вечером Намперумал проходит по улицам Читра в паланкине, полностью увитом цветами .

 

Читра Пурнима

 

Говорится, что во время этого фестиваля Господь благословляет не только людей, но и животных. Слон Гаджендра ежедневно выбирал в пруду лучший цветок, предлагал его лотосным стопам Господа и возносил молитвы, лишенные какой бы то ни было корысти. Слон делал это служение с большой любовью; он не просил ничего у Господа и Господь был очень доволен им. К несчастью, однажды, когда слон собирал цветы, его схватил за ногу крокодил. Несмотря на то, что боль была невыносима, слон чувствовал беспокойство за то, что не может продолжать свое служение Господу. Он попросил у Господа возможности и впредь нести свое служение, но не просил избавить его от боли или мучений. Господь пришел к нему на помощь и убил крокодила, а затем благословил слона. В память об этом событии в русле святой реки Кавери разыгрывается представление.

 

 

Кодаи Тирунал (фестиваль цветочных дорожек)

 

Празднуется в тамильском месяце Читираи (апрель-май), чтобы очистить цветы, используемые при украшении Господа.

 

Шри Рама-навами

 

Хотя праздник этот проводится в честь явления Господа Рамачандры, в Шрирангаме его празднуют по-другому. Один из альваров, преданный слуга Рамы - Кулашекхар-альвар, выдал  замуж за Господа Ранганатху свою дочь. Это событие отмечают в Арджуна мандапам: Господь Ранганатха и Черакулавалли-начияр (дочь Кулашекхаральвара) восседают рядом, в то время как им проводят тируманджанам.

 

Васанта-утсавам

 

Отмечается в тамильский месяц Ваикаши (май-июнь). В династии царей Виджаянагара был царь по имни Аннаппа Убхаяр, в 1444 году основавший Васанта мандапам. Проведение фестиваля Васанта поддерживает деревня Маллидеван путур. Этот фестиваль начинается за восемь дней до Пурнимы (дня понолуния), а в Пурниму фестиваль заканчивается. Господь на конном вахане объезжает улицы Читра, а затем приходит в Васанта мандапам, где Ему проводят тируманджанам. В первый и седьмой дни фестиваля Господа сопровождают Его супруги, в остальные же дни Господь приходит в Васанта мандапам один. Каждый день, возвращаясь в святилище, Господь посещает Камбар мандапам. Перед Ним каждый день исполняются песни альваров. Для Божества Ранганаяки (Лакшми) в Ее храме также празднуют Васанта-утсавам.

  

 

Hosted by uCoz