Храм Говиндараджи

 

Тирупати, или, если выражаться точнее, Нижний Тирупати – процветающий большой город в штате Андхра-Прадеш, и известен он, главным образом, своим центральным храмом – храмом Говиндараджи. В честь главенствующего здесь Божества место это также называют Говиндараджапаттан. Это важный центр паломничества, а также – место, где изучают восточную культуру. С основанием Университета Шри Венкатешвары значимость этого места значительно возросла.

В Нижнем Тирупати есть много храмов, но самый значительный из них – святилище Говиндараджи. Каждый год в месяц Вайшакха здесь отмечается со всей пышностью и великолепием фестиваль Брахмотсава. В древние времена этот район образовывал северную часть Тирувекатакуты Тондамандалы и находился под властью великих царей Южной Индии – Шатаваханов, Нагов, Паллавов, Чхол, Пандьев и царей Виджаянагара. Из местных правителей важнейшую роль в развитии храмов в этом регионе вообще и в Нижнем Тирупати в частности сыграли князья из династии Ядавараев.

Хотя первые упоминания о холмах Тирумалы относятся к началу новой эры, Нижний Тирупати, вероятнее всего, возник гораздо позже – к 12 столетию, когда великий учитель вишишта-адвайты, ученик Алабандары и племянник Тирумала Намби Ачарья Рамануджа воздвиг здесь храм Говиндараджи.

Еще до открытия святилища Говиндараджи, здесь уже был маленький храм Кришны-Партхасаратхи, но после того, как из Чидамбары в храм перенесли утсава-мурти, Рамануджачарья основал вокруг святилища небольшой поселок. Чтобы это место развивалось, Рамануджа обязал местных Шри-вайшнавов, связанных с храмом Венкатешвары, покупать жилье в Нижнем Тирупати и селиться именно здесь. Этот порядок поддерживается по сей день. В память о служении великого ачарьи, «аграхара» возле главного святилища получила название Рамануджапур. С течением времени, по мере того, как храм развивался, вокруг него образовывались новые поселения, и вскоре это место начало играть важную роль.

Есть несколько описаний, проливающих свет на историю храма и его жизнь, но очень странно и непонятно то, что ни одно из них не упоминает ни точную дату установления Говиндараджи, главного Божества, ни имя основателя храма. Только по традиции считается, что храм был освящен в 1130 г. н. э. Ачарьей и местными Шри-вайшнавами.

С воцарением Кулоттунги I, во второй половине 11 века, у местных Шри-вайшнавов появились некоторые сомнения относительно намерений царя – убежденного поклонника Шивы, и, в страхе, что святилищу Говинараджи в Чидамбарам будет нанесен ущерб, они закрыли его, а утсава-мурти для сохранности вывезли из царства Чхола. Местом, которого они в конце концов достигли, была деревушка близ Коттура, в Тирупати. Узнав об этих событиях, Ачарья Рамануджа воспользовался хорошими отношениями с князем Ядаварая и возвел маленькое святилище к северу от уже существующего храма Кришны. В новом алтаре разместили Божества, привезенные из Чидамбарам. В это же время стал приобретать известность и храм на Тирумале.

В нынешнем храме Говиндараджи, а также в обители Венкатешвары сохранились надписи, повествующие об истории и развитии этого храма. Самая ранняя из них датируется 1235 годом, временами правления Раджараджа Чхолы. Все они говорят о богатых пожертвованиях, сделанных царями, царицами и обычными людьми.

С приходом к власти царей Виджаянагара храм обрел в их лице знатных покровителей. Странно, однако, что царь Кришнадеварая, восемь раз посещавший храм на Тирумале, обошел храм Говиндараджа своим вниманием и покровительством. В храме устраивались многочисленные праздники: праздник выхода на охоту, летний фестиваль, фестиваль качелей. Еще отмечались дни Удаги и Дипавали, Кальяна Утсава, праздник в саду, праздник Санкранти и мн. др.

Хотя внешне храм имеет единую структуру, на самом деле, это – двойной храм: во внутренней пракаре там находятся два Божества: Кришна и Говиндараджа. Святилище Кришны – древнее, и поклонение там велось вплоть до 16 столетия. Позже, однако, на Божестве появились незначительные повреждения и поклонение прекратили. Все башни главного храма ведут к алтарю Кришны, и это доказывает, что алтарь Говиндараджи был достроен позднее. Храм сочетает в своей архитектуре разные стили: стиль Чхола, Пандья и Виджаянагар.

Храм Говиндараджа обращен на восток, и вход в него проходит через главную башню, возведенную Матлой Анантараей в 1624 году. Сразу за входом начинается внешняя пракара (двор), в которой расположены святилища четырех Альваров, Ачарьи Веданта-дешики и Манаваламунигала, а также «мантапы» Кумбаравати и Лакшми. В западном конце пракары находится центральная башня, построенная в 15 веке и украшенная, в дополнение к каноническим скульптурам, барельефами, изображающими сцены из «Рамаяны» и «Бхагаватам». Ворота башни ведут в центральный двор, где находятся святилища Чакраттальвара, Салаиначияр, Альваров, Рамануджачарьи и Тирумалая Намби.

Внтури алтаря находится утсава-мурти Говиндараджи, восседающего со Шри-деви и Бху-деви по обеим сторонам, а также – главное Божество Говиндараджи, возлежащего на кольцах Адишеши. В соответствии с Агамами, этот тип Божества известен как «Вирашаяна-мурти». Демоны-ракшасы Мадху и Кайтабха стоят у Его стоп, вознося молитвы, а Брахма восседает на цветке лотоса, растущего из пупка главного Божества. Правая рука Господа согнута к голове, а левая покоится на колене. Есть у Него и меч (кханга), который, в лежачем положении, служит признаком Вира-мурти. За сверкающей золотом Дхваджастамбхой и Бали-питхой располагается святилище Андаль.

Хотя алтарь Кришны датируется, самое раннее, временем с 1443 до 1542 года, украшения храма позволяют отнести его к гораздо более ранней эпохе, к 9 столетию. После того, как поклонение в этом алтаре прекратилось, в храме стали поклоняться только Говиндарадже. В итоге Говиндараджа начал получать огромные пожертвования, и деятельность священников и ритуалы в храме стали все более и более увеличиваться.

Так как паломничество на Тирумалу без посещения храма Говиндараджи считается незавершенным, туда приходят все паломники. Сейчас храм очень разросся и имеет немалое количество алтарей для «дополнительных» Божеств, и – как результат – здесь практически каждый день проводятся праздники.

Ежегодные грандиозные фестивали, длящиеся десять дней, собирают тысячи паломников. Совсем рядом с этим храмом расположен другой древний храм, посвященный Шри Коданда Раме Свами. Рама здесь очень похож на человека и даже не имеет атрибутов, свойственных Вишну – Шанкхи и Чакры. Он изображен с двумя руками, в которых Он держит лук. Другие Божества здесь – Сита, Лакшмана и Хануман.

Равным образом паломничество не считается завершенным без посещения Мангапуры – хорошо развитой деревни близ Тирупати, на дороге в Бангалор. Там находится древний храм Кальяна Венкатешвары. Там имеется прекрасное святилище в стиле Хойшала, ныне отреставрированное, а также прекрасный цветочный сад вокруг храма. Божество Венкатеши в этом храме почти точно повторяет Божество на Тирумале, и поклоняются Ему в точности по правилам, изложенным в Агамах. Тирупати хорошо связан с другими частями страны железной дорогой и автомобильными магистралями. Для размещения паломников и туристов в Нижнем Тирупати есть множество сдаваемых в аренду комнат и отелей, поддерживаемых администрацией храма. Чтобы посетить все главнейшие храмы города, его окрестностей, а также другие близлежащие места паломничества, такие как Калахасти и Тируттани, паломники могут воспользоваться службой такси. Администрация храмов Тирупати каждый день (дважды в день – утром и днем) проводит для гостей города тур по всем храмам Тирупати.

Hosted by uCoz